Версия страницы для печати Версия страницы для печати

Практический опыт использования системы диагностики «Крона-520» на ОАО «Челябинский металлургический комбинат»

(впервые статья была опубликована в журнале "Электроцех" #7-8/2015)

Кузнецов М.А., начальник лаборатории автоматизированного электропривода прокатного производства ОАО «ЧМК»,
Шарипов Д.А., начальник лаборатории электропривода АДиСПП ОАО «ЧМК»
Ханбеков В.Г., зам.директора ООО НПК «КРОНА»

В статье рассмотрен практический опыт использования специалистами центральной электротехнической лаборатории (ЦЭТЛ) ОАО «ЧМК» в своей работе  переносных систем диагностики «Крона-520». Система представляет собой переносной многоканальный регистратор, с метрологически аттестованными измерительными каналами, имеющий ряд особенностей, который позволяет в несколько раз снижать затраты (времени, а также материальных и людских ресурсов) при пуско-наладке, диагностировании и устранении неисправностей  различного оборудования, вплоть до сложных технологических установок (станы горячего и холодного проката, АНГЦ, АНО, АПП, турбогенераторы, синхронные и асинхронные двигатели и т.д.), и также различных систем безопасности, регулирования и АСУ ТП.

Первоначально систему планировалось использовать в основном как регистратор для записи сигналов длительных технологических процессов, таких как пуски и последующая эксплуатация электродвигателей водяных и гидравлических насосов, дымососов, кранов и т.п. Однако, за несколько лет использования, область ее применения оказалась намного шире.

В первую очередь, это длительные записи, регистрация технологических процессов в течение нескольких часов или дней. Особенностью производства являются периодические прокатки опытных заготовок, во время которых необходимо снять характеристики прокатного стана. Сложность в том, что точное время таких прокаток заранее неизвестно, они выполняются среди обычных. Поэтому специалисты ЦЭТЛ запускают систему «Крона-520» на регистрацию параметров, на период до нескольких дней. Из полученных записей выбираются участки, соответствующие опытным прокаткам, и анализируются на предмет нормальной работы прокатного стана (обычно изучаются токовые нагрузки).

Функции системы делают использование «Кроны-520» незаменимым в «непонятных» ситуациях, когда сбои происходят редко и тяжело их «выловить» — система может держать на контроле оборудование неопределенно долго, в течение дней, недель или даже месяцев, ожидая сбоя в работе оборудования или появления заданного события.

Поэтому второе применение системы «Крона-520» — это поиск неисправностей при авариях или нестабильной работе оборудования.

Хорошее быстродействие (частота регистрации) и достаточное количество входных каналов позволило не только контролировать правильность эксплуатации оборудования технологическим персоналом, но и успешно зафиксировать и локализовать ряд неисправностей, носящих так называемый «плавающий» характер (то есть неисправности, проявляющиеся временно, не регулярно, хаотично и не поддающиеся систематическому анализу).

Пример 1. На одном из конвертеров Кислородно-конвертерного цеха периодически пропадал ток якорной цепи у двух из шести электродвигателей привода поворота конвертера (Рис.1). С помощью системы «Крона-520» удалось установить, что у одного из тиристорных преобразователей, питающих как раз эту пару электродвигателей, из-за неисправности логического устройства не происходило переключение рабочей группы вентилей. Неисправность была локализована и устранена.

Статья о использовании Крона-520 на ЧМК (рис.1)
Рис.1 Пропадание тока якорной цепи у электродвигателей привода поворота конвертера, из-за неисправности логического устройства тиристорного преобразователя

Пример 2. Так же время от времени наблюдались «тяжёлые» пуски одного из эксгаустеров Аглофабрики №2 (Рис.2). Синхронный двигатель (СД) эксгаустера не втягивался в синхронизм, несмотря на то, что электрооборудование возбудителя было исправно и параметры настойки вполне соответствовали нормативным значениям.

Статья о использовании Крона-520 на ЧМК (рис.2)
Рис.2 Синхронный двигатель эксгаустера не втягивается в синхронизм

Однако, при детальной обработке зарегистрированных осциллограмм, был сделан вывод о повышенной нагрузке на валу СД при пуске. После чего была произведена соответствующая корректировка параметра момента подачи возбуждения, что и привело к более лёгкому втягиванию двигателя в синхронизм (Рис.3).

Статья о использовании Крона-520 на ЧМК (рис.3)
Рис.3 Синхронный двигатель эксгаустера втягивается в синхронизм

Пример 3. Система регистрации параметров Крона 520 была установлена на  тиристорный преобразователь (ТП) летучих ножниц Н59 и Н60 МС-250, и за несколько суток было зарегистрированы осциллограммы восьми  аварийных отключений. Их изучение показало что все зафиксированные аварийные отключения классифицируются по трём видам: прорыв инвертора при рекуперативном торможении после проведённого реза (3 отключения), сбой в работе САР (система автоматического регулирования) преобразователя (1 отключение), сбой в работе СИФУ (система импульсно-фазового управления) преобразователя (4 отключения). Были выдвинуты предположения, что аварийные отключения, возникающие при прорыве инвертора, происходят в результате снижения силового напряжения подстанции ниже уровня 9,3кВ; а отключения при сбое в работе САР и СИФУ, формируются не в результате выхода из строя конкретных электронных элементов и узлов, а в процессе воздействия электрических наводок и помех, возникающих в кросс-платах, разъёмах и проводных жгутах систем преобразователя (то есть в обвязке преобразователя). На основании этого был проведен ряд технологических и организационных мероприятий, позволивших устранить сбои.

Универсальные системы контроля и диагностики электронных устройств «Крона-520», несколько лет использующиеся на  ОАО «ЧМК», позволяют производить:

  • получение пусковых характеристик оборудования;
  • проверку регламентированных параметров работы оборудования;
  • автоматический контроль правильности (алгоритма) включения оборудования (выхода на рабочий режим), функционирования в рабочем режиме и при переходных процессах.
  • диагностирование, поиск причины и места возникновения неисправности в оборудовании.

Как отмечалось ранее, положительными качествами системы диагностики «Крона-520», по мнению специалистов предприятия, являются:

  • большое количество входных измерительных, метрологически аттестованных каналов (16 аналоговых+16 дискретных);
  • достаточная частота записи (10кГц на канал, при максимальном числе каналов);
  • хорошая помехоустойчивость каналов;
  • удобное программное обеспечение для просмотра и анализа записей;

Поэтому помимо применения системы для длительной регистрации параметров техпроцессов, и для поиска неисправностей, специалисты «ЧМК» применяют ее также при наладке оборудования. При этом удается не просто проконтролировать правильность пуска и работы оборудования, но и произвести поиск наилучших параметров уставок, по критериям надежности работы, быстродействия или производительности, снижению вредных факторов, и т.п..

Так, при проведении пусконаладочных работ на литейном кране в электросталеплавильном цехе с с целью оптимизации режимов работы  электроприводов проводилась одновременная запись параметров электроприводов главного подъема (2 ПЧ), вспомогательного подъема, передвижения моста (2 ПЧ), главной и вспомогательной тележек, т.е. семи частотных преобразователей. В частности, было выявлено, что на процесс торможения влияет выбор опции динамического торможения. Изначально было выбран режим уменьшения тормозной мощности с динамическим торможением (функция снижения тормозной мощности, при возрастании напряжения узла постоянного тока, увеличивает выходное напряжение и снижает коэффициент мощности двигателя для предотвращения перенапряжения). С такой настройкой во время торможения периодически срабатывала защита по перегрузке тормозных сопротивлений на динамическом тормозном блоке (DBU). На графиках было заметно, что привода тормозили попеременно, не синхронно (Рис.4).

Статья о использовании Крона-520 на ЧМК (рис.4)
Рис.4 Срабатывание защиты по перегрузке тормозных сопротивлений на динамическом тормозном блоке (DBU), из-за несинхронности торможения приводов.

Тогда был выбран режим без уменьшения тормозной мощности, с динамическим торможением. После этого скорости приводов во время торможения выровнялись, уменьшились броски тока, DBU не выключался по перегрузке (Рис.5).

Статья о использовании Крона-520 на ЧМК (рис.5)
Рис.5 Синхронное торможение приводов

В дальнейшем эти полученные данные и графики используются при эксплуатации для оценки технического состояния механизмов. Применение системы «Крона- 520» позволило существенно сократить время режимной наладки, что очень важно в условиях действующего производства.

При наладке летучих ножниц листового стана горячей прокатки 1700 с помощью системы «Крона-520» одновременно записывались сигналы с датчиков положения и параметры электроприводов: скорости, положение, управляющие сигналы, уставки оператора. Это позволило оценить влияние различных параметров на точность реза и добиться заданных параметров производительности и точности в сжатые сроки.

Широкая номенклатура типов и диапазонов адаптеров системы «Крона-520» позволяет записывать различные типы сигналов, от электрических (ток, напряжение, сух.контакт) до вибрации; есть также адаптеры для подключения датчиков с выходом 4..20мА.

Заключение

Системы диагностики «Крона-520» также с 2007г. успешно используются на Новолипецком металургическом комбинате, и уже более десяти лет — на десяти российских АЭС.

«Крона-520» найдет эффективное применение на любом предприятии, где есть электрическое и электротехническое оборудование, в подразделениях занимающихся его пуско-наладкой, обслуживанием, поиском неисправностей и ремонтом.

Ее использование в несколько раз уменьшает время на наладку оборудования, поиск и устранение неисправностей, таким образом повышая производительность производства и уменьшая его простои.

Предлагаем рассмотреть применение данной системы на Вашем предприятии.

Версия страницы для печати Версия страницы для печати